На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

ПОЛИТИКА "НА ВАШ ВЗГЛЯД"

56 987 подписчиков

Свежие комментарии

Почему Ереван не Киев?

Почему Ереван не Киев?


Неделю назад, когда народные электро-гуляния в столице Армении находились на пике, и российские блоггеры, политологи и государственные мужи рассуждали о возможности возникновения в стране хорошо всем нам известного движения под названием «майдан», я написала — ничего там не срастется, майдан сдуется, не раздувшись в полную силу.

Тогда эти слова были следствием ощущения, или, как я это называю, исторической интуиции. Теперь можно проанализировать ситуацию, благо во многом она уже в прошлом.

Итак, майдан. Как показал опыт Украины, да и других стран, побежденных этим явлением, для успеха этого хорошо оркестрированного «народного протеста» (за все хорошее против всего плохого) необходимы несколько составляющих. И одна из главных из них — наличие внутреннего врага, против которого должен быть обращен протест. Одного правительства, или одного президента для этого мало — речь должна идти о достаточно большой группе граждан, которая отличается от остальных либо своим этническим происхождением, либо вероисповеданием, а идеально, если и тем, и другим. И мы видели на примере киевского майдана, что такая группа была найдена, идентифицирована и в те еще «вегетарианские» времена позиционирована как «москали». Ватники, колорады, рашисты, сепары — это все определения более позднего периода. 

А что же Армения? Здесь подобная группа отсутствовала по факту. Если можно было бы вернуть ситуацию на 25 лет назад, то ее роль могла бы исполнить азербайджанская диаспора, но в результате войны вокруг Нагорного Карабаха население бывшей республики СССР стало моноэтничным.
Насколько мне известно, этнических русских на территории Армении немного, и они не играют сколько-нибудь заметной роли в политической жизни страны. Религиозного конфликта тоже нет: теологические различия между Армянской монофезитской церковью и Русской православной, конечно, имеют место быть, но они сглаживаются веками взаимодействия. Иными словами, это — не отношения между католиками, униатами и православными, и здесь, конечно, можно бросить зажженную спичку, но пороха она не найдет. 


Не следует упускать из виду еще один момент — Нагорный Карабах. Когда над Украиной вставало зарево майдана-2014, мало кто из его участников думал, что это может привести к расколу страны и территориальным потерям в результате гражданской войны. В Армении, судя по всему, есть понимание, что при определенном развитии событий — если ситуация выйдет из-под контроля — потеря Нагорного Карабаха более, чем вероятна. Вряд ли кто-то в здравом уме и твердой памяти сомневается в том, что Азербайджан постоянно «сидит в засаде» по этому вопросу, и для него политическая дестабилизация в соседней стране по лекалам майдана была бы драгоценным подарком, знаком свыше и концентрированным выражением Божьей волей. Дальше можно рассуждать о том, сросся бы у Азербайджана проект по возвращению Нагорного Карабаха или нет, заступилась ли бы за Армению, как за участника ЕАЭС, Россия или нет. Но попытка восстановить, с точки зрения Азербайджана, историческую справедливость, наверняка была бы предпринята. И армяне это хорошо понимают.

События в Ереване показали одно — майдан не проходит не только там, где крепка и решительна власть (действия армянского руководства, честно признаюсь, не произвели на меня особого впечатления), но и там, где нет националистической составляющей. Крики «кого-то там на гиляку» и «кого-то там на ножи», по-видимому, являются обязательным элементом этого ядовитого «компота», а не эксцессами, которые позволяют себе отдельные несознательные граждане (в чем в случае с Украиной пытались уверить нас в свое время умеренные «майданутые» и наши собственные либералы). Ну, а дальше неизбежно возникает вопрос, почему же на Украине этот ингредиент наличествовал, и все у инициаторов «майдана» срослось, а в Армении нет...

Ответ на этот вопрос, что очевидно, следует искать не в событиях недельной давности, и не в событиях полуторалетней давности, а намного-намного раньше в истории одного и другого государства.


Анастасия Скогорева (ежики)

http://politikus.ru/

наверх