Ох, как хотелось прибалтийским чиновникам реализовать свой давнишний и любимый проект — построить железную дорогу Rail Baltica за счет Евросоюза. Правда, недоброжелатели говорили, что еще больше они желали получить сумму в 7 с лишним миллиардов евро, в которую они оценили стоимость своей затеи.
Но получили от ворот поворот.
В смысле – отказ Брюсселя финансировать данный проект. Да еще и ощутили своего рода щелчок по лбу, когда им прямо заявили: в бюджете ЕС нет места для дорогостоящих инициатив восточноевропейцев. Обидно прибалтам, нет слов. И это за абсолютную верность ЕС, за поддержку всех антироссийских санкций и собственные инициативы как нагадить «агрессивной России»?Тем не менее с чем же связан этот отказ, как и другие случаи перекрытия «старой Европой» финансовых потоков "новой Европе"? Данный вопрос уже стал предметом обсуждения в ряде СМИ. Посмотрим на его предысторию.
Проект строительства узкоколейной дороги, соединяющей столицы прибалтийских демократий с Польшей и Германией по маршруту Каунас — Рига — Таллин — Познань — Берлин, родился в 2001 году. Тогда его оценили в 2,65 млрд евро.
Для его реализации страны Балтии заключили соглашение о создании совместного предприятия RB Rail, учредили для него скромный акционерный капитал. Стали понемногу проектировать, считать. Короче, в 2017 году, когда был подписан договор о Rail Baltica, проект уже оценили в 5,8 млрд евро. Понятно, что основную часть этих средств рассчитывали получить из казны Евросоюза.
И тут брюссельские евробюрократы страшно огорчили прибалтийских проектантов, заявив, что их детище … неперспективно. И привели разумные аргументы. Основные грузопотоки в Евросоюз из России и так нормально идут через Прибалтику. И наоборот - из Европы через Прибалтику в Россию. К чему же строить новую, да еще узкоколейную дорогу, если она и не потянет существующий объем перевозок и окупит свое строительство?
Прибалты не сдались. Ведь какие деньги на кону и, чтобы раскрутить Брюссель на них, пустили в ход проверенное средство – устрашение партнеров «русской угрозой, для нейтрализации которой и нужна новая дорога. Она, мол, избавляет НАТО от необходимости "переобувать" вагоны с узкой колеи на широкую. Тогда можно быстрее перебросить войска альянса к границам России.
Однако эти спекуляции не возымели действия и ЕС. Во-1-х, в действительности в ЕС мало верят в мифическую российскую угрозу и необходимость переброски войск в Прибалтику. Во-2-х, и это самое главное – еврочиновники отчетливо понимаю, что львиная доля запрашиваемых инвестиций будет разворована.
Оснований для таких подозрений предостаточно. Активисты эстонского движения "Открыто о Rail Baltic" выявили в экономическом обосновании проекта "ошибку" на 4,1 млрд евро. Да и сам Брюссель, проведя аудит средств, выделявшихся на дорожные работы в Литве, установил массу злоупотреблений и хищений.
В совместном докладе Европейского антикоррупционного агентства (OLAF) и Директората юстиции Евросоюза говорится о фантастических объемах разворовывания средств ЕС и их неэффективном расходовании. Утверждается, что из-за этого ежегодно теряется по 320 млрд евро, то есть почти по миллиарду в день.
Вот почему проект бюджета Евросоюза на 2021-2027 не имеет сколько-нибудь значительных субсидий странам Восточной Европы. А в списке финансируемых приоритетных проектов нет ни одной прибалтийской страны. Зато есть другая удручающая последних новость.
В 2020 году Евросоюз обзаведется объединенной прокуратурой, цель которой «защита бюджета ЕС, противодействие случаям мошенничества и предотвращение преступной деятельности, направленной на финансы союза». С чем и хочется поздравить ЕС, особенно его членов из Прибалтики.
Свежие комментарии